Музей истории села Роговатое Старооскольского района Белгородской области
Зал Русская изба
Разделы сайта

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 15.12.2018, 09:56

В этом зале собрана обстановка русской избы: печь, святой угол с иконами, лампада, стол дубовый, деревянная кровать, сундук, посуда, ступа, лоток для изготовления катанки (роговатовское блюдо), мялка для измельчения конопли и отделения волокон от стержня, детская люлька.

В нашем музее мы постарались воссоздать старинное жилое помещение.

По общерусскому обычаю почётным считался передний (святой) угол. Здесь размещался большой стол, а у стен широкие деревянные лавки. Они иногда  прямо при строительстве стен вделывались в них.

Здесь за столом собиралась вся крестьянская большая семья для принятия пищи, здесь отмечались все важные события в семье. По праздникам стол застилали домотканой скатертью, красиво оформленной по краям: переткатой или вышитой и с кружевами.

В одном из четырёх углов находилась печь. Печь делали из кирпича. Из-за нехватки обожжённого кирпича клали печь из сырца, то есть не обожжённого. Печь была большая. Она служила и для отопления, и для приготовления пищи, и для лежанки. Там было тепло, поэтому спали на ней старики и дети чаще всего.

Раньше до середины  19 века были печи курного типа (дым шёл прямо в хату, труб не было).  Позже стали переходить от курной печи к белой с трубой.


От грубки до стены клали два нетолстых бревна - в сторону сеней, а на них клали глиняные резервуары "кафель", соединяли друг с другом, обмазывали и называли это "коменем". Выходил он в сени прямо через отверстие в стене. А в сенях через крышу шла труба, сбитая из досок для выхода дыма. Там же и (затыкали) закрывали трубу специальной затычкой, сшитой из тряпок, и затыкали комень. Между коменем, выходящим в сени, и трубой вешали какую-нибудь мешковину, соединяя тем самым комень с трубой для направления дыма. Все это было очень огнеопасно. Часто возникали пожары, особенно в летнее время.

В матицу или  в потолок вбивали большой прочный крюк, поближе к лавкам вешали люльку для самых маленьких, только что родившихся детей.

В углу висела икона или целый иконостас, то есть несколько икон. Над ними висела лампадка. Её зажигали вечером перед большими праздниками. На иконах всегда висели рушники. В будни простенькие, в праздники - с более богатыми украшениями (вышитыми или переткатыми). Вышитый по красному всегда вешался только в угол.

В жилом помещении можно было увидеть и другую мебель, хозяйскую утварь. Например, сундук, скамьи, пряхи и т. д. Под праздники пряхи выносили из хаты в чулан, сенцы, заносились лишь тогда, когда закончились праздники.

   
Ближе к весне размещали стан для тканья холстов.


Ступы, мялки ... они тоже заносились и выносились. Мялкой в жилом помещении почти не пользовались, потому что очень много было пыли, когда мяли коноплю и трепали. Мяли в сенях иди других нежилых помещениях по осени, когда отошли полевые работы и не очень ещё холодно.

Посуда была из глины. Готовили в печи, в горшках.  С середины 19 века горшки потихоньку стали вытеснять чугунки фабричной работы. Ставились они в печку рогачами.  Рогачи были разных размеров. Хлеб тоже пекли в печке, на поду. Загребут угли, подметут помелом и специальной лопаткой сажают хлеб в печку.
В правом углу хаты находилась
деревянная кровать ручной работы. Она покрывалась дерюгой. Подушки набивались перьями домашней птицы.
                           
                         

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz